Хождение под парусом по заданному курсу

Схемы курсов для яхт и плос­кодонок существенно различа­ются в зависимости от типа участвующих лодок и особен­ностей фарватера, в котором проводятся гонки.

Первоисточник: http://www.yachtbay.ru

Однако, независимо от конкретной ситуации, курс обычно прокладывается так, чтобы между стартом и финишем можно было проверить яхты на всех курсах относи­тельно ветра.

Вдали от берега обычно про­водят гонки по курсу обычного треугольника с буями. Гонки на большие расстояния чаще всего проводят вдоль берега, местные острова или маяки используют в качестве отметки места поворота. Конечно, в таких гонках важны гоночные качества судна (как и в любом виде гонок), но в длительных прибрежных или океанских гонках главную роль играют погода, течения вдали от берега и приливы.

Старт

По возможности линию стар­та определяют так, чтобы на первой стадии яхты лавирова­ли против ветра. Это делает­ся с целью дать возможность опытным шкиперам и яхтам, у которых такелаж настроен на проявление высоких гоноч­ных качеств, обогнать более медленные лодки. На этой стадии тактика играет важную роль, пожалуй, большую, чем на последующих.

Например, поскольку правый галс имеет преимущественное право хода относительно левого, яхта, пересекающая линию пра­вым галсом, сразу получа­ет преимущество, вынуждая яхты, идущие левым галсом, уступать дорогу. Поэтому все шкиперы постараются начать двигаться правым галсом, что приведет к борьбе за место сше до сигнала старта.

Знак с наветренной стороны (верхний знак)

Знак с наветренной стороны представляет собой буй, раз­мещенный прямо против ветра относительно линии старта.

После огибания знака насту­пает время для вытравливания шкотов и подготовки к более спокойному отрезку пути, воз­можно, это будет курс бакш­таг.

На этом отрезке очень важ­ными факторами успеха в гонке являются настройка оснастки и правильная установка пару­сов, вероятно, можно будет поднять небольшой спинакер, это зависит от кроя паруса и курса лодки относительно ветра.

Эту стадию яхты проходят по прямой линии, стараясь макси­мально развить скорость; рулем следует пользоваться как можно меньше, иначе он будет тормо­зить движение, а паруса должны проявить себя в полную силу.

Знак с подветренной стороны

Огибание этого знака требует хорошего управления парусами, потому что в данной ситуации, возможно, будет нужно сделать поворот фордевинд. При под­ходе к знаку лодки будут стре­миться занять наиболее выгод­ную позицию, чтобы попытать­ся получить преимущество при повороте.

Если установлены спинакеры, при огибании их придется перекидывать, потому что не будет времени сначала их спустить, а потом, после пово­рота, поднять снова.

В этот момент гонка может стать очень нервной, потому что перекидывать спинакер, особенно при сильном ветре, совсем непросто, а неудачный поворот или запутавшийся спи­накер могут создать беспорядок в группе быстро движущихся яхт, ведь их разделяют букваль­но сантиметры!

Последний отрезок пути обычно проходят курсом бак­штаг или фордевинд, поэто­му спинакер можно нести до финишной черты.